Восхождение на Эльбрус 2020

«Эльбрус, майские, идем?» — с этой короткой фразы в ноябре 2019 и началось моё приключение. Но вначале я отказался, т.к. еще восстанавливал свое колено. Потом общая #короноизоляция (видимо специально для меня) удачно перенесла эту поездку на конец лета, чему я конечно же обрадовался и начал готовиться =)

Несколько месяцев режима и усиленных тренировок, бешеные сборы, приобретение недостающих вещей (особенно за пару дней до вылета), и вот уже день «X» — 27 июня, и мы с командой перераспределяем веса по рюкзакам в аэропорту Храброво. Пересадка в Москве, Прибытие в Минеральные воды и трансфер до Терскола, где нас уже ждал вкусный ужин. Всё приключение заняло у нас 17 дней, и 12 августа мы уже дома, снова в Калининграде.

Поселок Терскол

Находится уже на высоте 2100 метров над уровнем моря.
Мы набрали эту высоту за 2 часа трансфера от Минеральных вод, и в автобусе мне приходилось много раз зевать, чтобы «раскрывать» заложенные уши =)
(благо спать и так хотелось)

Терскол нас встретил очень приветливо, но с ночной прохладой после нескольких дней дождей. Оказалось, что перед нашим приездом здесь несколько дней без перерыва шли дожди. Но уже на первое наше утро, и в несколько последующих дней «радиалок», мы почти всегда видели ясное небо и временами укрывались в тени.

Первый этап подготовки к восхождению

Это прогулки в окрестностях горы Эльбрус. 5 очумелых радиальных выходов для акклиматизации, три из которых были плановыми выходами:

• к водопаду Девичьи косы (2800 м),
  • к горе Чегет (3400 м)
  • и к Обсерватории (3100 м).

Четвертый день нам почему-то объявили днем «отдыха», но мы все равно протопали ..дцать километров до поляны Нарзанов (минеральных источников), попив железной на вкус воды и отведав там вкуснейшего шашлыка из баранины.

Пятый день вообще был объявлен «выходным», и мы весело «вышли» и «сходили» к водопаду Терскол (или Мужские слезы).

Таким образом этот этап был в районе Приэльбрусья, и к самой горе мы еще не подбирались. И, так как погода на большой высоте не приходит с каким-то циклоном, а формируется в районе горы, то ее невозможно предугадать точно на неделю вперед. Поэтому на восхождение мы изначально планировали три даты — 6, 8 и 10 августа, в зависимости от погодных условий и от того, как команда пройдет подготовку.

Акклиматизация на высоте 3850

Следующий этап — двое суток у подножия горы Эльбрус. Это выход из базы с большими рюкзаками, в которых есть запасы еды и спальники, но нет палаток — ночевка в «бочках», так называемом приюте для туристов в виде контейнеров с двухэтажными кроватями и кухней. СтОит она, к слову, как обычный номер в хостеле.

Да, и для этой акклиматизации нам уже понадобились и пуховик, и мембранные штаны, и гамаши, и серьезная обувь с кошками и другая снаряга. Но если нет своей — весь набор легко можно арендовать в прокатах, которые есть в низине в Терсколе и Азау.

Мы начали с выхода из лагеря в поселке Терскол к чуть более верхнему поселку Азау (2300 м), где начинается канатная дорога. И мы, конечно, могли бы еще потратить один день на подъем пешком до последней станции канатки, но не хотелось себя совсем добивать, тем более что в составе команды были дети 11-13 лет. Выбрав старую советскую МТК (маятниковую канатную дорогу), на большом «пепелаце» мы медленно поползли сначала к первой пересадке (станция Старый Кругозор — 3000 м). Этот путь на канатке называют «Очередь 1». Поменяв пепелац, добрались до конечной станции Мир (3500 м), т.е. завершили путь «Очередь 2», и пересели на кресельную канатную дорогу, которая забросила нас до станции Гара Баши (3850 м) и закрыла наш гештальт с «Очередью 3».

Сбросив рюкзаки в приюте и попив чая, мы отправились вверх с легкими штурмовыми рюкзаками, где уже по привычке у меня лежат термос, какой-то еще перекус и, конечно, банк зарядки =) Но погода была, мягко говоря, «веселая», и мы вышли под небольшой буран, чувствуя, как постепенно подмерзают пальцы. Хотя пальцы здесь — это не самая болючая тема…

Кстати, в шутку наше путешествие называли инструкцией «Как отучить детей ходить в походы» =)

Добравшись примерно до 4000, это почти у начала скал Пастухова, мы попили чай и повернули обратно к бочкам. Переночевали, на следующее утро поднялись немного выше — до 4300, вернулись и так же плавно, на канатке, спустились к поляне Азау и на базу в Терскол. Хотя как «плавно»… кресельная канатка уже не работала (мы вышли из бочек позже 15 часов), и «Очередь 3» вниз мы протопали пешком.

Акклиматизация всегда происходит с постепенным набором высоты и возвращением обратно в базу, либо перемещением базы на более высокий уровень. Так и наши радиалки напоминали зубья пилы, направленной под углом вверх.

Восхождение

Наше восхождение произошло несколькими днями позже, и разные группы сделали это по-разному: кто-то зашел с первого раза, кто-то сделал это дважды, а кто-то дошел до седловины между двумя пиками (5300 м). Но перед каждым восхождением обязательно был один день отдыха на базе в Терсколе, и последующий за ним день повторного выхода на определенную высоту, где происходит ночевка и ранний штурм с ночи.

Об этом путешествии можно рассказывать ещё много и долго:

• Как мы с большими рюкзаками и палатками взбирались во второй раз на высоту 4300.
  • Как под обалденные порывы ветра ставили три палатки в любезно оставленных нам окопах снега предыдущими восходителями. И как потом через 3 ночи собирали их обратно, удивляясь, что пришедшее потеплении оставило от грозных окопов смешную половину.
  • Как мы сначала от удивления фоткали, потом прогоняли от мусора, а потом подкармливали лису, которая нагло ходила возле наших палаток на той же высоте в 4300 метров.
  • Как мы друг друга то подбадривали, то раздавали п..дюлей. А иногда праздновали и отмечали чей-то день рождения.
  • Как чинили детям кошки на морозе, и как находили в снегу подарки от других туристов в виде любезно забытого ледоруба или нижней страховки.
  • Как кайфовали от ночного вида наших палаток, стоящих над облаками, которые освещала полная луна и окаймляли вершины других гор со стороны Грузии.
  • И много чего ещё…

Но, наверное, самое кайфовое из этого всего (после природы, конечно) — это люди, которые встречаются на пути. И у тебя есть всего два варианта как поступать с ними — не замечать их и пребывать в своих мыслях, либо взаимодействовать с ними и делиться своей энергетикой. Я решил поэксмериментировать и в какой-то момент начал выдавать какое-нибудь приветствие почти каждому встречному. И, к моему удивлению, они легко и интересно отвечали. Особенно, когда ты стараешься это не делать машинально и со всеми подряд, а выбираешь тех, кто сейчас в драйве и ловит чей-нибудь взгляд, и не трогаешь лишний раз тех, кто вымотан и устал.

Точно могу сказать, что если при подъеме на вершину вы в какой-то момент перестаете внутри себя жаловаться, забиваете на недовольства и начинаете присматриваться вокруг, и при этом над вами ясное небо либо с небольшим количеством облаков, то обязательно заметите волшебство этой природы таким невероятным образом, что внутри зарождается чувство искренней благодарности. А, возможно, вы даже немного прослезитесь, как и автор этих строк в момент восхождения солнца на высоте 5500 =)

Я уверен, что каждый из нас получил своё удовольствие от всего путешествия, независимо от того какие испытания ему пришлось пройти. И, общаясь с командой, чувствую что у всех осталось желание двигаться дальше и развиваться в этом направлении. Кто-то хочет снова взойти на Эльбрус, но уже не с юга, а с севера — для подготовки к восхождению на пик Ленина. Кто-то хотел бы полетать на парапланах по Приэльбрусью, а кто-то устремил взор на Камчатку.