Читая книгу «Искусство управленческой борьбы»…

В нашем мире идет борьба за внимание. И побеждает в этой борьбе тот, кто осознает сам процесс борьбы и управления другим человеком.

Само же управление происходит за счет вербального или невербального общения. И есть ёмкое определение из науки об информационном развитии человека, которое помогает трезво на это посмотреть: общение – это захват внимания для получения какой-либо выгоды. Т.е. все просто – нам интересен либо сам человек, либо его ресурсы или информация, либо мы просто хотим, чтобы он побыл жилеткой для соплей, жалоб или оправданий, как это часто бывает, и это тоже для нас своего рода выгода.

Но мне интересен аспект ресурсов и взаимовыгодного общения, как элемент построения эффективной команды, без которой, я считаю, на сегодняшний день не возможен успешный бизнес. Поэтому я давно хотел познакомиться с трудами Владимира Тарасова —  социального технолога, бизнес-тренера и основателя первой школы бизнеса на территории бывшего Советского Союза — Таллинской школы менеджеров. В 2016 году Владимир занял первое место в рейтинге лучших бизнес-тренеров России и стал «бизнес-экспертом России №1 и стран ex-USSR в области управления/менеджмента» по версии компании SEREPUTATION. И, представляя весь его опыт и знания, меня очень заинтересовала его книга «Искусство управленческой борьбы».

В этой книге меня особенно привлекло три следующих момента

  1. Управленческая борьба — не борьба физическая, а гуманное искусство.
  2. О пустом и твёрдом. Стратегическое планирование и картинка мира.
  3. Искусство взаимовыгодной борьбы. Умение отказывать.

И сейчас я остановлюсь на них подробно.

1. Управленческая борьба — не борьба физическая, а гуманное искусство.

Итак, я нашел явное подтверждение своей гипотезе на счет общения:

«Борьба является неотъемлемой частью всякого общения людей. Она может вестись:

— против кого-либо, против чего-либо;
— за кого-то или за что-то;
— вместо кого-то или вместо чего-то;
— потому что или для того, чтобы;
— и еще как-нибудь.»

Но автор рассматривает все позиции этой борьбы столь детально и столь многообразно (и это подтверждается еще и в названии книги – «… Технологии перехвата и удержания управления»), что я, даже ознакомившись со всеми из них, не хотел бы применять на практике весь этот арсенал. Так как изначально я нацелен на взаимодействие по принципу Win-Win. И мне не интересны люди и процессы, отнимающие у меня время и ничего не дающие взамен, чтобы вести с ними какую-либо вообще борьбу.

Владимир рассматривает три уровня развития управления:

  1. Бурное и бестолковое деяние

    В самом начале мы что-то и как-то делаем. Взаимодействуя с другими людьми, производим много шума и мало результата.

  2. Постоянные ссоры

    Уровень осознанности менеджера вырос – он уже понимает некоторые принципы управления, но он неустойчив внутренне и не умеет управлять собой, а затем и людьми.

  3. Толковое недеяние

    Вершина менеджмента – всё происходит так, как нужно и, практически, без участия руководителя.

Третий уровень управления относится к осознанным менеджерам, которые в ладу с собой и с окружающими. Ничто не позволяет им усомниться в себе и в своём решении, но к любому общению или сделке они подходят с позиции «я Ok – ты Ok», заранее предусматривая не только свою выгоду, но и выгоду для партнера. Пусть даже если партнеру придется уступить и «проиграть», но для него, как говорит Тарасов, это должен быть ясный и выгодный путь к отступлению. Автор называет это технологией выигрыша и технологией проигрыша.

И я очень согласен с Владимиром в том, что:

Управленческая борьба позволяет уберечь конфликтующие стороны от более жестких видов борьбы, в том числе от войны.

Я даже скажу метафорой: зная принципы управленческой борьбы, мы перестаем бороться в принципе!

2. О пустом и твердом. Стратегическое планирование и картинка мира.

2.1. Стать «твердым» внутри.

Далее Владимир отмечает важным то, что у разных людей – разные картины мира, различное восприятие реальности и действительности. В том числе, у одних людей есть как своя картина мира, так и некое представление о картине мира других людей.

Через разные метафоры и истории о «пустом» и «твердом» он показывает, что неадекватная картина мира ведет к провалу или отсутствию результата, к потере времени и других ресурсов. «Твердое» — это то, на что можно опереться. Это четкое видение, ясная картина мира, стратегия, стратагемы. «Пустое» — это то, на что нельзя опереться, и во что можно провалиться. Это отсутствие видение или размытая картинка, нежелание качественно планировать, а также лишние действия, создающие много шума или имитацию деятельности.

Дополнить картинку о «твердом» можно цитатой Юрия Мороза, успешного предпринимателя и основателя «Школы Своего Дела». Он рассматривает сильное решение и решение кажущееся:

Часто можно услышать жалобы на то, что, вот я, мол, придумал сильное решение, а подчиненные все завалили; им не хватило компетенции, желания, настойчивости и т.п. Так вот, настоящее решение полностью учитывает ситуацию, для которой оно придумано, и, если в решении не учтена недостаточная компетенция сотрудников, это означает, что решение ошибочно. Сильное решение обладает таким качеством, как самореализуемость.

А также дополню словами моего хорошего знакомого — Павла Коротина, директора московского Агентства партизанского маркетинга:

Что отличает Мастера?

1. умение делать то, что нужно,
2. убирать всё лишне
3. и, главное, вовремя

Сильное решение – одновременно и простое, и «твердое», и позволяет отказаться от всех лишних действий. Но для того, чтобы его применить, порой требуется немалое мужество, чтобы выйти из зоны комфорта. Это наш дух, если хотите.

И от себя к «твердому» я добавлю еще честность с самим собой: это не делать вещи, которые вроде бы и хорошие, но тебе этого не хочется! Уметь отказываться от того, что конкретно тебе в итоге будет не полезно, или это размоет твою профессиональную область, ослабит затачивание твоих навыков. Т.е. именно за счет осознанности проживания каждого мгновения и честности с самим собой мы убираем весь лишний шум из своих действий.

Завершу эту мысль цитатой из книги Тарасова:

Очищайте свою картину мира от мусора и ржавчины! Различайте твердое и пустое!

2.2. Помочь «укрепиться» другим.

Но как можно усилить «твердое» при работе с другими людьми? Ведь свою голову, как говориться, им не наденешь.

Хотя этого («надевания головы») и не требуется – у каждого из нас свои уроки в жизни. Тут достаточно лишь работать с рамками восприятия картины мира человека. Способов множество, и большое их количество описано в самой книге.

Есть один главный принцип, который я вижу лейтмотивом через этот и другие труды по управлению людьми и психологии. Это пирамида логических уровней по Роберту Дилтсу:

Как говорил Эйнштейн, «невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла». Поэтому нет смысла воздействовать на человека там том же уровне, на котором он видит свою картину мира. Это либо маленькая картинка, ограниченная его окружением, привычками что-то делать или прошлыми навыками и опытом. Либо у него огромный холст, нарисованный из понимания его ценностей, четкого ответа – «Кто Я» для себя, для своего окружения, для мира и т.д. (самоидентификация) и, возможно, даже из миссии своей жизни.

Поэтому Тарасов пишет:

Не пытайтесь продавить человека сквозь стену в его сознании, лучше поменяйте ему картину мира.

А значит, поделитесь с ним ценностями, помогите понять свои ценности и самоидентификацию. И тогда он станет для вас другом и надежным партнером в команде.

3. Искусство взаимовыгодной борьбы. Умение отказывать.

Я согласен с автором, что управленческая борьба – это настоящее искусство. И ему можно учиться всю свою жизнь, постоянно развиваясь и открывая для себя что-то новое. Но я не стал бы ограничивать это искусство только лишь в управлении и менеджменте.

Я всем рекомендую эту книгу к прочтению. Так как она, на самом деле, содержит много жизненных примеров, касающихся не только управления в бизнесе, но и всех других сфер: учебы, личной жизни, семьи, своего здоровья, общения и дружбы и т.д. Книга очень полезна не только менеджерам, и каждый сможет почерпнуть что-то для себя.

И в ней есть еще много важных принципов, которыми я бы хотел поделиться. Но пока остановлюсь на третьем, на мой взгляд, ключевым принципом – это умение сказать нет.

Оно опять же относится к честности с самим собой – когда ты понимаешь, что предложенная тебе просьба не полезна для тебя или тебе этого не хочется. Но тут есть нюанс:

Если ты поступаешь не из честности, упустил момент сразу сказать «нет», то мало того, что ты можешь нарушить свои планы, и вся стратегия становится «пустой». Мало того, что ты в этот момент плохой управленец и не смог эффективно организовать команду. Так ты еще и даешь человеку надежду, что его просьба будет выполнена! А это, на мой взгляд, хуже всего. Это проявление неуважения к другому человеку.

Для примера: кого будет ненавидеть просящий взаймы – того, кто ему сразу сказал «нет», или того, кто начал мямлить «А сколько тебе нужно? А надолго ли? А ты понимаешь, мне самому сейчас трудно…» и т.п.

Если на неполезную или некомфортную просьбу мы сразу говорим «нет», то выгоды для человека гораздо больше – возможно, что он найдет более подходящего партнера или исполнителя, готового выполнить это дело точно в срок и наилучшим образом. А также станет на ступеньку умнее и чему-то научится в жизни.

Поэтому будьте честны с собой, уважайте других, реализуйтесь в искусстве эффективного общения и управления своей жизнью! =)

Добавить комментарий