Модели социальных сетей

Полезное жизненное правило: когда вам непонятно какое-то явление в реальном мире — описывайте схему или стройте модель! =)

Модель есть упрощенное представление реального объекта. Что она нам дает?

С её помощью мы описываем необходимые нам свойства объекта и, тем самым, «проецируем реальность» на бумагу или в компьютер. Исследуем объект и делаем определенные выводы или прогнозы. В результате можно что-то предсказать.

Например, в соцсетях — возникновение информационной эпидемии или эпидемии гриппа. Для наглядности очень рекомендую посмотреть выступление гарвардского социолога Николаса Кристакиса: http://ted.com/talks/nicholas_christakis_how_social_networks_predict_epidemics?language=ru.

Итак, какие модели бывают в социальных сетях? Есть разные модели, описывающие разное поведение сетей — простые, описательные, с экономической составляющей и т.п. Вот наиболее простые и полезные из них:

1. Модель малого мира или эффект «Мир тесен».

Предложена в 1998 г. Дунканом Ваттс и Стивеном Строгац.
Смысл её очень простой: среди всех путей от одного узла к другому преобладает некий максимально короткий путь из Х связей.

Как она моделируется: берем жесткую упорядоченную структуру из N узлов, добавляем туда случайных связей и считаем среднее количество связей Z одного узла. Длина пути вычиляется по формуле X = lg N/lg Z.

К модели малого мира напрямую относится теория 6 рукопожатий — исследование психолога Милграна в 1967 г., в результате которого он выяснил, что существует цепочка в 6 знакомств практически между любыми двумя гражданами США. А в 2011г. Facebook «сократил» ее до 4,74 связи в среднем.

2. Модель предпочтительного присоединения.

Предложена физиками Барабашем и Альбертом в 1999 г.
Работает по известному принципу «богатый становится богаче«. Её смысл в том, что вероятность присоединения к узлу больше, чем больше у него связей.

3. Попарно-стабильная модель малого мира.

Предложена Джексоном и Волинским в 1996 г. Обусловлена нежеланием узлов создавать новые и разрывать старые связи.

Она отвечает на вопрос — зачем мы дружим? Естественно, что для выгод. И, вроде бы логично, что, чем больше у вас полезных связей, тем больше у вас возможностей и потенциальных выгод…

Но! Чем мы платим в соцсетях за связи? Своими вниманием и временем. Поэтому, не вдаваясь в излишние подробности, отметим основной экономический вывод модели: зачастую достаточно иметь несколько связей с «крупными» узлами в сети и использовать их для связи с нужными другими узлами.

Как говорится, выгода от известной техники «Посоветоваться» налицо =)

Добавить комментарий